Теории, предположения и легенды
|
|
Viktor | Дата: Середа, 30.12.2015, 09:24 | Повідомлення # 61 |
Генерал-майор
Група: Адміністратор
Повідомлень: 1990
« 11 »
Країна:
Статус:
| Однозначно согласен, что даты основания многих сёл вокруг Ставище датируются после 1664 года. Хотя какие-то отдельные хутора и фольварки существовали и ранее. Вот что известно об осаде Ставища в 1664 году: Чарнецкий велел татарам сжечь все окрестные хутора и фольварки, так что Ставище представляло вид оазиса в пустыне1. Некоторые сожжённые дома вне Ставища, можно видеть на гравюре Осады Ставища2. Также нам известно, что первая осада Ставища в 1664 году закончилась сдачей 20 октября: жители были помилованы под известными условиями3. А почему они сдались: не стало сил терпеть больше голод и лишения; кроме того все жилища были уничтожены канонадой4. Иначе говоря, на кануне зимы, люди в Ставище остались без пропитания и жилья. Так что можно предполагать, что часть людей разбрелась в поисках лучшей доли. Хоть татары и нападали на украинские сёла до начала 18 века, количество их нападений резко сократилось начиная со второй половины 17 века, по отношению к веку 16 и первой половине 17 века. То есть можно было пробовать селиться в отдалении от укреплённых мест и военных гарнизонов. Тем более что укреплённое военное поселение Ставища, после второго восстания в начале 1665 года не стало: они были взяты с бою; Старшин предали казни, собственность граждан разграблению, город огню5. Конечно, нельзя исключать, а судя по некоторым археологическим находкам можно утверждать, что на территории Ставищенского района были поселения более раннего периода, но их нельзя напрямую связывать с нынешними населёнными пунктами. Ну а версии, что три брата основали три поселения на трёх холмах, совсем не подлежат критике, так как в старые времена проще было жить вместе, а не врозь, на достаточно больших расстояниях по тем временам. Другое дело, если они не были братьями. Ну а про Любомир я своё мнение выразил в этой теме чуть выше.
1. В.В. Волк-Карачевский «Борьба Польши с казачеством во второй половине XVII и начале XVIII века», Киев, 1899. 2. Гравюра опубликована в издании М. Мериана „Театр Европы” (Theatrum Europaeum), том. 9, 1672. 3. В.В. Волк-Карачаеский «Борьба Польши с казачеством во второй половине XVII и начале XVIII века», Киев, 1899. 4. Там же. 5. Николай Маркевич, История Малороссии, Том 2, Москва, 1842
Санкт-Петербург
|
|
| |
Viktor | Дата: Субота, 11.02.2017, 21:20 | Повідомлення # 62 |
Генерал-майор
Група: Адміністратор
Повідомлень: 1990
« 11 »
Країна:
Статус:
| Киевские губернские ведомости №28, 13 июля 1857 года
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ИСТОРИИ
О Татарских шляхах в Украину и Польшу.
Татары обыкновенно проходи в Украину и далее в Польшу тремя дорогами, или путями, которые делали для них более удобного переправу через р. Днепр. Сарницкий указывает эти пути в описании Польши, которое он издал в 1585 году, основываясь на известиях туземцев. Первый путь назывался Черным шляхом, второй – шляхом Кучманским, третий – шляхом Волоским. Следуя по каждому из этих путей, Татары производили свои набеги зимою – по льду, летом – вплавь, а чаще всего в брод, если реки казались удобными к переходу. Пускаясь в воду с лошадьми, они связывали их гривами и хвостами по две и более, на спину им навязывали по два снопа из камыша или тростника, на которых клали приобретенную добычу или похищенных в плен девиц и детей, сами же погоняли лошадей, придерживаясь за хвост лошадиный. Таких мест удобных для перехода через Днепр вплавь или в брод Михаил Литвинец у Саницкого насчитывает до 10-ти, выше и ниже порогов; это: Кременчуг, Упск, Гербедеев-рог, Мастурин, Кочкос, Тавань, Бутан, Тягина и Очаков. Впрочем в позднейшие времена, кажется, Татары оставили некоторые из этих переходов, особенно выше порогов; потому, что Боплан в описании Украины считает таких переходов только 5-ть: Кучкосив, Носовку, Тавань, Бурганку и Очаков. Переправившись через Днепр в том или другом месте, Татары собирались потом в общирной роще, которая по ныне называется Черным лесом, и в котором берут начало свое реки: Тясмин, омывающий берега Чигирина и Крыловаи Тысмен, который, соединившись с Ингулом, впадает в Буг. Из Черного лесу хищники устремлялись к р. Роси под Корсун, (*) где, переправившись в плавь, следовали берегом Роси до Белой-Церкви. Город этот, имевший укрепленный замок и значительную стражу казацкую, не был доступен для Татар. От Белой-Церкви они обращались к западу – к Тетереву, и переходили эту реку выше Чуднова; оттуда направляли свои набеги к р. Случи; перейдя ее на Бассарабском броду, подле Острополя, устремлялись через Полонное вглубь Волыни – к Заславлю и Луцку; навещали и Соколов и, пограбивши около Львова, возвращались назад с добычею. Этот разбойничий путь назывался в народе Черным шляхом, или Черною дорогою, Чернолесскою. Сарницкий в числе мест, касавшихся Черного шляху, полагает Киев, Канев и Черкасы; но это – потому, что эти варвары, прежде нежели устремляли свои набеги в среду коронных имений, не опускали случая грабить окружные места, ближайшие к Черному лесу, – где был их первый притон, по переходе через р. Днепр.
(*) Впрочем не всегда татары в Корсуне переправлялись чрез р. Рось; переходили ее в Белой-Церкви, следуя в таком случае правым берегом Роси; ибо в грамоте Сигизмунда III – Белоцерков. мещанам – 1620 г. – говорится: «взвыж (по р. Роси) по одной сторони, на которой мисто сыдыть, то есть по самый шлях татарский, где татаре Рось переходят.»
Санкт-Петербург
|
|
| |
l_sergiy_m | Дата: Субота, 25.02.2017, 18:18 | Повідомлення # 63 |
Лейтенант
Група: VIP-користувач
Повідомлень: 68
« 2 »
Країна:
Статус:
| Ставищенський район має багату археологічну спадщину, зокрема, на його території виявлено численні кургани, споруджені від часів мідної доби і до раннього середньовіччя. З них більш-менш цілісному стані на сьогодні збереглося лише чотири: курган "Царева могила" на околиці с. Василихи (курган було розкопано 1845 року, в ньому не було виявлено скелетів, тільки залишки спалення), три кургани на східній околиці поблизу с. Красилівка (розкопані). На карті РСЧА М-36 (В) 1941 р. позначено на місцевості 109 курганів, тоді як на карті Генерального Штабу 1989 р. кількість позначених курганів зменшилася до 38. Причиною зникнення курганів як орієнтирів на місцевості стало їх поступове розорювання. Але, не зважаючи на це, на полях залишилися сліди від курганів, які добре видно на супутникових знімках:
За даними супутникової зйомки крім курганів, позначених на історичних картах було знайдено додатково 73 кургани. Таким чином, загальна кількість курганів розташованих на території Ставищенського району, може становити 220.
Кургани району - загальний супутниковий знімок, північна половина району, південна половина району. Червоним кольором позначено кургани, що збереглись до сьогодні, жовтим - кургани позначені на карті РСЧА М-36 (В) 1941 року, помаранчевим - позначені на карті Генерального Штабу 1989 року, білим - кургани, які не позначені на картах, але їх видно на супутникових знімках. Зеленим кольором позначено "могилки" на пд.-сх. від с. Сніжки (за місцевою легендою, поховання гайдамаків) - збереглися, але зменшились у висоті до 0,5 м. Синім кольором позначено курган у с. Гостра Могила - досліджений археологами. Літерою "Р" позначено кургани, про які є дані щодо їх розкопок і дослідження.
Сніжки - Київ
Повідомлення відредагував l_sergiy_m - Субота, 25.02.2017, 20:59 |
|
| |
RuslanKolo | Дата: Неділя, 12.03.2017, 18:19 | Повідомлення # 64 |
Сержант
Група: VIP-користувач
Повідомлень: 22
« 1 »
Країна:
Статус:
| Планування міста Ставище у 17ст. надзвичайно схоже на планування сучасного йому міста Острог.
Повідомлення відредагував RuslanKolo - Неділя, 12.03.2017, 18:30 |
|
| |
Viktor | Дата: Неділя, 12.03.2017, 23:57 | Повідомлення # 65 |
Генерал-майор
Група: Адміністратор
Повідомлень: 1990
« 11 »
Країна:
Статус:
| l_sergiy_m, Цитата RuslanKolo ( ) Планування міста Ставище у 17ст. надзвичайно схоже на планування сучасного йому міста Острог.
Это достаточно стандартное планирование крепостей 17 начала 18 века. Сначала крепостная стена (чаще частокол) обносила город. Потом город разрастался, всё население в городе не помещалось, и к первоначальному городу достраивался второй город, который также обносился крепостной стеной.
Вот, например план Харьковской крепости.
Санкт-Петербург
|
|
| |
Viktor | Дата: Вівторок, 26.12.2017, 13:31 | Повідомлення # 66 |
Генерал-майор
Група: Адміністратор
Повідомлень: 1990
« 11 »
Країна:
Статус:
| Киевская гродская записовая и поточная книги 1713 года, Киев, 1907, стр.22
Поточная книга 1713-го года, лист 119 Января 27. Донесение возного об аресте им крестьян дв. Петра Скипора, бежавших из его с. Костюшек с жёнам и детьми и имуществом в имения дв. Яна Сурина и дв. Цетнера (имя его не означено) м.м. Ставища и Рожов. – Л. 119.
Выходит, что в 1713 году существовали местечки Ставища и Рожов, которые нынче являются сёлами. Село Ставище (м. Ставища), на реке Здвиж – Брусиловский район, Житомирская область. Село Рожев (м. Рожов), на реке Здвиж – Макаровский район, Киевская область. Оба села располагаются друг от друга на расстоянии 5 км. Село Костюшки ныне входят в село Великая Фосня, Овручского района, Житомирской области. Возникает вопрос, существовало Ставища (Ставище) на реке Здвиж в 16-17 веках? Вот ответ: В 1604 году развернулся судебный спор за земли над рекой Здвижем (между Киевом и Житомиром), которые назывались Киселевщизной: Ставище, Пуков (Карабачин), Высокое, Мелетичи, Щенковичи (эти земли были веном Феди Киселёвичевой из Лозков, которые она уступила Тишку Киселю).* *Zrodła Dziejowe, T. XXI, Warszawa, 1894, S. 475-481
Причём, хочу заметить, что в польских документах название «Ставище или Ставища», часто писалось без окончания – Stawiszcz.
Санкт-Петербург
|
|
| |
Viktor | Дата: Четвер, 06.09.2018, 12:27 | Повідомлення # 67 |
Генерал-майор
Група: Адміністратор
Повідомлень: 1990
« 11 »
Країна:
Статус:
| Предполагается, что это верхняя часть украшения одного из алтарей Ставищанского костела Святой Троицы. Алтарь был выполнен из каррарского мрамора. Также, три алтаря украшали картины Рафаэля и Д. де Вольтера: «Распятие», «Матерь Божья Шкаплерная» и «св. Антоний», которые выполнил Роман Постемповский в Риме.
Санкт-Петербург
|
|
| |
Viktor | Дата: П`ятниця, 14.09.2018, 09:46 | Повідомлення # 68 |
Генерал-майор
Група: Адміністратор
Повідомлень: 1990
« 11 »
Країна:
Статус:
| Если выйти из Ставище со стороны Цегельни и пойти через лесополосу в направлении Первого ставка, то проходя по одной из дорожек, можно наткнуться на достаточно большие старые деревья, высаженные как будто аллеей. Что это, случайное творение природы или творение рук человеческих? Если к этому приложена рука человека, то с какой целью посажены деревья в этом месте?
Примерный участок дороги на карте:
Санкт-Петербург
|
|
| |
Viktor | Дата: Вівторок, 25.09.2018, 09:36 | Повідомлення # 69 |
Генерал-майор
Група: Адміністратор
Повідомлень: 1990
« 11 »
Країна:
Статус:
|
Читаю Руину Н.И. Костомарова, в Исторических монографиях и исследованиях, и у меня возникает вопрос: Каким имением на основе ленного права в 1664 году владел Стефан Чарнецкий близь Ставища?
Санкт-Петербург
|
|
| |
RuslanKolo | Дата: Середа, 27.02.2019, 10:28 | Повідомлення # 70 |
Сержант
Група: VIP-користувач
Повідомлень: 22
« 1 »
Країна:
Статус:
| ЧОРНЕ ПОЛЕ
На мапі французьського картографа Боплана 1665 року, а також на деяких інших мапах територія у трикутнику Ставища - Насташка - Лисянка (на північ від Гнилого Тікича і на схід від Ставищ) називається Чорне Поле. Цю територію напівколом оминає Чорний Шлях - дорога, якою по Україні вешталися татарські орди. Чорний Шлях ішов по водорозділу - тобто на височинах між річками, ці височини першими просихали від вологи весною і після дощів, що дозволяло коням не тонути в багні, а також не було потреби спускатися і підніматися по ярах чи долинах річок. Важко сказати, чому цій місцевості - Чорному Полю - було дано таку зловіщу назву. Чорний шлях навколо Чорного Поля огинав територію, яка дуже гарно проглядалася - тут не було ніяких лісів, сховатися від орди не було де, видимість у багатьох місцях сягає до 20 км - все видно, як на долоні, тому не було можливості швидко втекти і притаїтися, татари тут пограбували і забрали в полон безліч людей. Татари боялися лісу і старалися триматися від нього подалі. Хто втікав від татар і встигав заскочити в ліс, міг вважати себе врятованим. На Чорному Полі порятунку не було. Потрібно було бути геть відчайдухом, щоб тут поселитися. Можливо, назва Чорного Поля йде від якоїсь забутої події, що відбулася тут у давнину - наприклад, великої битви, що залишила по собі чорний спогад. Цілком можливо, що саме тут - на місцевості, яка добре проглядається і яка була північною околицею Дикого Поля - загони козаків чи сторожової варти Литовського князівства чекали на зграї татар і знищували їх. Місцевість, де були постійні жорстокі сутички, назвали Чорним полем. Невідомо, чи мав якесь значення для чумаків протоптаний татарами Чорний шлях - по цьому маршруту набагато простіше було пересуватися із дуже важкими (вагою біля тонни) возами, менше треба штовхати їх у гору. Відтепер жителям Ставищ, Хуторів, Антонівки, Брилівки, Журавлихи, Ясенівки не потрібно довго пояснювати постороннім людям, де вони живуть. Кажіть зразу: "На Чорному Полі". І ви побачите, як у співрозмовника біліє обличчя і він відсідає від вас подалі. Якщо в Україні є Січеславщина, то є також і Чорнопілля - це там, де панує ставищенська громада, яка колись дискутувала з воєводою Чарнецьким.
|
|
| |
Viktor | Дата: П`ятниця, 24.01.2020, 13:28 | Повідомлення # 71 |
Генерал-майор
Група: Адміністратор
Повідомлень: 1990
« 11 »
Країна:
Статус:
|
Как я уже ранее писал, мне удалось получить из РГИА архивный документ № 216/311 1826/1828 года, 6-го сентября 1828 года, "Дело об отыскании жителями местечка Ставищ свобод из под владения Графини Браницкой", на тридцати восьми листах. Это основной документ, которым апеллировали все, кто исследовал историю Ставище, а первым в открытом доступе об этом судебном деле упомянул Лаврентий Похилевич в 1864 году, в своих "Сказаниях о населенных местностях Киевской губернии", и писал, что Ставище, якобы, раньше было городом Любомир. Я не буду описывать всё судебное дело целиком, вспомним лишь документы которые ставищанами были представлены в суд. "Представленные просителями Поветовому Суду документы, в коих здесь упоминается, суть: 1. Протест поданный от Графа Любомирского в 1644 году в Киевские Городские акты. 2. Позыв выданный в 1644 году от Князя Заславского Войту, Бургомистру и всему обществу местечка Любомира. 3. Решение Киевского Гродского суда, состоявшееся в 1645 году, по делу мещан местечка Любомира с Князем Заславским о разных обидах и убытках". Как я уже и писал, определить Графа Любомирского и Князя Заславского, труда не составило. Граф Любомирский – это Станислав Любомирский, который был старостою Белоцерковским с 1620 по 1649 год. Князь Заславкий – это Владислав Доминик Заславский-Острожский, польский магнат, предпоследний представитель княжеского рода Острожских. Из поданных в суд документов видно, что в 1644-1645 гг. Любомир существовал, и не в виде каких-то развалинах, а местечко имело Войта, Бургомистра, и судя по всему, достаточное количество населения. Четко определить, кто был собственником местечка Любомир, Заславский или Любомирский, из названий документов сложно, так как суть документов нам не известна. Также нет возможности определить местонахождения местечка Любомир, но судя по решению суда, Ставища в документах не упоминаются: "документы показывают только то, что было местечко Любомир; что жители оного именовались мещанами и имели некоторые процессы о своих обидах; и что публичные листы, разосланные в смутное революционное время, адресованы были и в местечко Ставище". Сразу хочу отметить, что в 17 веке было не одно Ставище (исторически Ставища), в том числе в Белоцерковском старостве. Давайте опять обратимся к Дневнику Станислава Освенцима опубликованный в журнале "Киевская старина" за 1882 год, который я тоже ранее упоминал. 1643, октябрь (по дням): "9. В трех милях дальше — Оратовка, затем в одной мили Животов, где мы остановились для отдыха и ночлега. 10. В одной мили — село Войтовцы, три мили дальше местечко Тетиев, где мы отдыхали и ночевали. 11. В трех милях от Тетиева местечко Ставище, там устроен был отдых и ночлег. 12. В двух милях от Ставищ урочище Колодежа, называемое иначе Налевайкова Крыница; в двух милях отсюда местечко Косовата — здесь мы остановились на отдых и ночлег. 13. В четырех милях от ночлега — местечко Стеблев на реке Роси, оно принадлежит к корсунскому староству; мы остановились для отдыха и ночлега". Судя по упомянутым населённым пунктам, Конецпольский в сопровождении какой-то части своего войска патрулировал южные окраины Речи Посполитой, и от Животова до Ставище передвигался по "Чёрному шляху". Ну, остановился Конецпольский в Ставище, а Любомир, который находился рядом, просто не упомянули, бывает. Далее в Дневнике Станислава Освенцима описываются события начала 1644 года. 1644, январь (по дням): "23. В двух милях от Кальника мы прошли местечко Балабановку и в одной мили от него встановились в местечке Княжа Крыница, принадлежащем князю Федору Четвертинскому. Не успели мы еще расположиться, как получено было известие (впрочем не достоверное) о приближении неприятеля; потому, не медля, мы двинулись вперед и, пройдя две мили, миновали местечко Ваховую Греблю и пол мили дальше местечко Жубриху, лежащее на реке Тыкиче; затем, пройдя еще пол мили, мы ночевали в местечке Бузовке, имении его милости князя Доминика (Заславского). … 26. Во вторник пан краковский получил известие в Бузовке о приближении татар; для предостережения войска он приказал выстрелить из пушки; но так как известие не было вполне достоверно, то войско в этот день не тронулось из своих квартир; оно выступило в поход только ночью с вторника на среду. Пройдя четыре мили по страшному холоду, мы на рассвете остановились в местечке Ставищах, ожидая более точных известий. О получении таковых, равно как и о дальнейших действиях будет сообщено ниже подробно, при описании сражения с татарами". И вот теперь возникает вопрос: почему Конецпольский остановился в местечке Ставище, а не остановился в местечке Любомир? В 17 веке не было трассы М-05 Киев-Одесса, и потому из Бузовки до Ставища проще было добраться по Уманской дороге (кратчайший путь), которая существует и сегодня. Эта дорога от Роскишны в Скибин, где часть дороги Ставищенского района асфальтирована, а часть дороги Жашковского района выложена брусчаткой. Проще говоря, двигаясь из Бузовки в Ставище, Конецпольский должен был пройти рядом с местечком Любомир, где нынче находится Роскишна. Если в Бузовке Конецпольский останавливался и имении Заславкого, а можно предположить, что и Любомир принадлежал Заславскому, то, что ему мешало остановиться именно в Любомире? А если предположить, что Любомир принадлежал Станиславу Любомирскому, что тоже не мешало Конецпольскому там остановиться на ночлег. Дальнейшие события, описанные в Дневнике Станислава Освенцима, происходят около местечка Ставище, но упоминание про местечко Любомир в этих описаниях ни разу даже не мелькнуло.
Дальнейшие события описанные Станиславом Освенцимом, для тех, кому это интересно, привожу в печатном виде на нескольких страницах:
Санкт-Петербург
|
|
| |
Viktor | Дата: П`ятниця, 30.10.2020, 07:49 | Повідомлення # 72 |
Генерал-майор
Група: Адміністратор
Повідомлень: 1990
« 11 »
Країна:
Статус:
| Я делал несколько публикаций на эту тему и полностью повторяться не буду, но напомню некоторые моменты из исторических документов, на основании которых я и веду поиск. В Люстрации Белоцерковского староства 1622 года 1, сказано: "Слободы новозаселенные: Любомир и Пасечная. Они только теперь начали заселяться; в них имеется 100 подданных, которые заново строят дома". Во-первых, фраза "заново строят дома", говорит о том, что дома, а следовательно и населённые пункты существовали ранее. Во-вторых, слободы новозаселенные: Любомир и Пасечная объединены как бы воедино, даже количество подданных у них общее – 100. Из этого можно сделать вывод, что слободы Любомир и Пасечная находились в непосредственной близости друг к другу. Из Географического словаря царства Польского и других славянских стран, мы узнаём следующую информацию: "Михаил Мазепа получил привилей Генриха III Валуа в 1574 году на село Пасечное (около Любомира или позднее Ставищ)" 2. А также указана ссылка на архив Аксакова: "Novaty tranzakcyi z metryki kor. fol. 45" 3. Конечно, запись в скобках, это мнение авторов Словаря, даже скорее предположение, так как у самих авторов уверенности в этом нет. В том же Словаре можно прочитать: "Любомир, по-видимому, старое название м. Ставищ, уезд Таращанский" 4. Основное, что можно понять из текста, что село Пасечное существовало ранее 1574 года, а с 1574 стало принадлежать роду Мазепы, и где-то рядом должен быть Любомир. Но где находилось село Пасечное, ведь роду Мазепы принадлежали населённые пункты в разных местах, на территории Речи Посполитой? Хорошо, что родом Мазепы занимаются разные историки, и мне попался украинский сборник научных трудов общественно-гуманитарной тематики "Гілея", со статьёй В.В. Кривошея "Степан Мазепа і Білоцерківщина" 5. Там я узнал, что Михаил Мазепа "13 липня 1578 р. отримав данину до живота на с. Пасічне на р. Росі нище Білої Церкви з усіма ловищами на р. Насташці від дороги Звенигородської до устя, де в Рось впадає, а по Росі також, боброві гони від устя Насташки до устя Сухої Ольшаниці" 6. В выше написанном, в принципе, разобраться несложно: 1. "ловищами на р. Насташці" – это место, где река Насташка впадает в реку Поправка (на картах Боплана река Черкассы). Наверное, в то время, имела общее название – Насташка. 2. "від дороги Звенигородської" – дорога от Белой Церкви до Таращи, а далее можно и до села Звенигородка (Таращи ещё не было, как урочище упоминается первый раз в 1611 году). Раз от дороги, значит от села Троицкое. 3. "до устя, де в Рось впадає" – село Остров. 4. "гони від устя Насташки до устя Сухої Ольшаниці" – от села Остров, до устья реки Гороховатки (по правой стороне реки Рось). Поэтому не удивительно, что суд отклонил иск ставищан, и 6 сентября 1828 года, в своём отказе изложил так: "документы показывают только то, что было местечко Любомир; что жители оного именовались мещанами и имели некоторые процессы о своих обидах; и что публичные листы, разосланные в смутное революционное время, адресованы были и в местечко Ставище" 7. Суд не нашёл доказательной базы, что Любомир находился на Гнилом Тикиче, у меня есть существенные основания утверждать, что он был в другом месте. Но это совсем не исключает того, что на правом берегу Гнилого Тикича не было города. В энциклопедическом словаре Брокгазу и Ефрона при описании Ставище упоминается: "Значительное городище, 6 курганов; вблизи в урочище Ковалиха находили клады из старинных (польских) монет (Сигизмунда 3-го)" 8. Город вполне мог иметь другое название: "К югу от Роси, как упомянуто выше, в XII в., судя по некоторым данным, тоже были поселения; с некоторою вероятностью здесь можно помещать г. Боровой, город Чюрнаев и, вероятно, здесь было много еще таких небольших черноклобуцких городков" 9.
Источники: 1. 1622. Из люстрации Киевского воеводства: описание староств Каневского, Переяславского, Корсунского, Черкасского, Богуславского, Белоцерковского // Воссоединение Украины с Россией. Документы и материалы в трех томах. – Москва: Издательство Академии наук СССР, 1953, том І, стр.40. 2. Rulikowski E. Mazepince // Slownik geograficzny Krolestwa Polskiego i innych krajow slowianskich. – Warszawa: «Wieku» Nowy-Swiat, 1885, s.184. 3. Там же. 4. Slownik geograficzny Krolestwa Polskiego i innych krajow slowianskich. – Warszawa: «Wieku» Nowy-Swiat, 1884, s.444. 5. Гілея: науковий вісник 2009 №25, стр.4 6. Руська (Волинська) метрика. Регести документів Коронної канцелярії для українських земель (Волинське, Київське, Брацлавське, Чернігівське воєводства). 1569 – 1673 / Держархів України. ЦДІАК України; Інститут української археографії та джерелознавства ім. М. С. Грушевського НАН України; Ген. дирекція державних архівів; Головний архів давніх актів; Інститутт історії Польської академії наук; Федеральна архівна служба Росії; Рос. держ. архів давніх актів; Укр. науковий інститут Гарвардського університету; Упоряд.: Г. Боряк та ін. – К., 2002. – 984 с. 7. Дело об отыскании жителями местечка Ставищ свобод из под владения Графини Браницкой № 216/311 1826/1828 года, 6-го сентября 1828 года 8. Энциклопедический словарь, Том 31. Издатели Д.А. Брокгауз (Лейпциг), И.А. Ефрон С.-Петербург. Типография Акц. Общ. "Издательское Дело", Брокгауз-Ефрон, 1900, стр.386 9. Михаил Грушевский "Очерк истории киевской земли от смерти Ярослава до конца XIV столетия", Киев, 1891
Санкт-Петербург
|
|
| |
Viktor | Дата: Субота, 09.01.2021, 13:47 | Повідомлення # 73 |
Генерал-майор
Група: Адміністратор
Повідомлень: 1990
« 11 »
Країна:
Статус:
|
Конституция 1631 года гласит: "так как Белая Церковь, Любомир и Трилесы уничтожены татарами и казаками, которые ежегодно охраняли пути, откуда вся Украина предупреждалась о языческих нападениях, мы начали все процессы и запрещение прошлых налогов, мы не будем их взимать и удалим".
В оригинале: Konstytucya z 1631 wyraża: "ponieważ B. [Białacerkiew], Lubomierz i Trylesy zniszczone przez Tatarów i kozaków, które każdoroczną straż na szlaku siedząc w polach odprawują skąd wszystka Ukraina ostrzegana od pogańskich napadów bywa, zaczem wszystkie processy i banicye o przeszłych podatków nieoddanie zniesiemy z nich i kasujemy." Сейм Речи Посполитой в 1631 году, на котором была принята вышеупомянутая Конституция, состоялся в Варшаве с 29 января по март месяц. Маршалок Сейма Ежи Оссолинский.
Источник: Słownik geograficzny Królestwa Polskiego i innych krajów słowiańskich, Tom I, Warszawa, 1880, strona 175
Источник: Constitucie Seymu Walnego Koronnego Warszawskiego Roku Páńskiego, MDCXXXI Dniá 12. Márcá
Санкт-Петербург
|
|
| |
Viktor | Дата: Субота, 29.01.2022, 21:15 | Повідомлення # 74 |
Генерал-майор
Група: Адміністратор
Повідомлень: 1990
« 11 »
Країна:
Статус:
| В последних числах января – начале февраля 1655 года рядом со Ставищами состоялась известная Дрожипольская или Охматовская битва. Но вспоминая об этой битве, я хочу снова упомянуть про другое событие, которое, как я считаю, произошло в следствии Дрожипольской битвы, а именно поход из Ставище казачьего обоза и основание города Сумы в том же 1655 году. В отличии от большинства исследователей основания Сум, мне всегда был интересен сам маршрут обоза. По прямой между Ставищами и Сумами в 17 веке, было 370 км (347 верст), а дорогами, с учётом отсутствия мостов через водные преграды, наверное, в два раза больше. Обозы в зависимости от величины колонны и дороги двигаются со скоростью 3-4 версты в час, с учетом малых привалов в пути, водопоев и тому подобных задержек, связанных с преодолеванием подъемов и спусков. Обычно обозы за день проходили 20-25 км, а по бездорожью и того меньше. С левой стороны Днепра к точке прибытия, могли вести два пути: по правой стороне реки Сула (Посульская оборонительная линия) или по правой стороне реки Псел (Псёл). Но если учесть, что дорога вдоль реки Сула за Лохвицей уходила в сторону, а также отсутствия брода через Днепр вблизи реки Сула, остаётся только дорога вдоль реки Псел. И так, обоз во главе с Герасимом Кондратьевым вышел из Ставища месяца за полтора-два до прибытия на место назначения, а значит, скорее всего в последних числах февраля или первых числах марта, так как к концу апреля, переселенцы уже определились с местом расположения, и 26 апреля 1655 года Герасим Кондратьев отправил челобитную царю Алексею Михайловичу с просьбой основать город на его нынешнем месте. Обоз вышел из Ставище в направлении Белой Церкви, и на месте, где два пути Чёрного шляха обогнув Ставище сходились, повернули направо и пошли по Чёрному шляху до Чёрного леса. Там местными дорогами дошли до Днепра, где рядом с Кременчугом было несколько бродов. Далее обоз двигался по дороге вдоль реки Псел, переход реки делали в районе Кременчуга (надо посмотреть броды), далее по правой стороне реки Псел до места, где и была в 1856-1858 году построена крепость, по подобию крепости 17 века в Ставищах. Большую часть маршрута от Ставищ, я обозначил на карте красным цветом.
"В 1708 году во многих местах Днепр помелел; выше устья Десны было «два брода, через которые люди возами ездят». В 1815 году между Клевом и Кременчугом было 12 мелей, где глубина не превышала 0,7 м". "Судоходство ниже Кременчуга встречает чрезвычайные затруднения – пороги. В 5 верстах от этого города появляются каменные заборы, пересекающие большую или меньшую часть реки; в 10 верстах ниже Екатеринославля начинаются самые пороги, простирающиеся на 70 верст до деревни Кичкаса".
Источники информации: 1. Челобитная переселенцев из городка Ставище от 26 апреля 1655 2. Юркевич Віктор – Еміграція на схід і залюднення Слобожанщини за Б. Хмельницького, Київ, 1932 3. Карта границ Польши и России, включающая часть Южной Украины и русло Днепра от Киева до Самары, 1767 4. Е.В. Болдаков – "Жизнь рек", Москва-Ленинград, 1951 5. "Обозрение экономической статистики России" за 1849 год, Санкт-Петербург, 1849
Санкт-Петербург
|
|
| |
Viktor | Дата: Четвер, 21.04.2022, 09:32 | Повідомлення # 75 |
Генерал-майор
Група: Адміністратор
Повідомлень: 1990
« 11 »
Країна:
Статус:
|
В издании Академии наук СССР за 1950 год "Исторические записки" №32, есть исследование А.И. Барановича о численности населения в Украине, охватывающее 16 век и начало 17 века. Однозначно утверждать, что Ставище (Ставища) на Гнилом Тикиче, это Любомир, а в 1629 году был именно Любомир (Ставища появились позже), я так и не могу. Но исходя из предания ставищан, которые озвучены в некоторых документах, и недоказуемости обратного, вся информация о городе Любомир рассматривается и изучается. Исходя из информации Книги 15, хранящейся в Киевском центральном архиве давних актов, в 1629 году был оплачен налог с города Любомир с 1200 дымов (домов). Как мы видим, город Любомир в данном списке самый значительный город по количеству дымов, а значит и самый большой по количеству населения. Автор предлагает считать минимум 6 человек в одном дыме. Так как речь, в данном случае идёт об уплаченном с одного дыма налоге, то, следовательно, количество дымов не может быть преувеличено, а скорее всего даже преуменьшено (чтоб меньше заплатить), так как цифра подозрительно округлена.
В Люстрации Киевского воеводства 1622 года сказано: "Слободы новозаселенные: Любомир и Пасечная. Они только теперь начали заселяться; в них имеется 100 подданных, которые заново строят дома". По всей видимости, информация в Люстрации была подана недостоверной. В 1622 году это слобода, а 1629 уже город, который даже больше Белой Церкви. В двух слободах в 1622 году 100 подданных (пусть даже дымов), а в 1629 уже 1200 дымов. Во второй половине 16 века и начале 17 века, Украина претерпела ряд опустошительных татарских набегов. Также на правобережной Украине опустошения приносили кампании Речи Посполитой при подавлении народных восстаний Косинского и Наливайка, во время похода 1625 года. По сути дела Люстрация толком не проводилась, так как вызов люстратора игнорировали кн. Острожский, кн. Заславский, кн. Вишневецкие и кн. Забражские. Так как большая часть территории принадлежала панам и земянам, сведения о наличии населения практически умалчивались или преуменьшались в разы, так как с этого надо было платить налог. А вступать в конфликт с панами люстраторам было небезопасно, и люстраторы на это не шли. В Люстрации Киевского воеводства 1622 года, упоминается Богатырский лес. Я его всегда ассоциировал с лесом находящимся за селом Богатырка, лесом, который занимал площадь о села Роскишна-Снежки-Стрижавка-Винаровка-Кривец. А.И. Баранович подтверждает моё предположение:
Санкт-Петербург
|
|
| |